Горы Кавказа на машине. Горнолыжный комплекс Архыз



Прошла всего неделя с нашего путешествия на выходные в прекрасные горы Кавказа на машине. Начало поездки было спонтанное — днем в пятницу были замечены «вкусные» билеты Москва-Минеральные Воды, а вечером мы уже сидели в самолете во Внуково и ожидали разрешения на взлет. А теперь поподробнее

Билеты куплены по традиции на поисковике skyscanner.ru; туда мы летели компанией Utair, обратно OrenAir. Обошлись билеты в 11600 рублей на двоих. Для Мин. Вод это вполне неплохая цена, особенно за столь удобное время вылета и прилета: туда в пятницу вечером, обратно — воскресенье вечер. Впечатление от полета было среднее — по состоянию самолетов Utair становится понятно, что компания на грани банкротства: сидения местами порваны, ремни отсутствуют, на которых подлокотниках нет пластика — руке приходится упираться в металл с торчащими оттуда болтами. Питания нет, только прохладительные напитки. Ну и для людей с ростом Климентия будет явно неприятной неожиданностью, что спинки сидений не откидываются. Совсем. Никак. Благо, что лететь всего 2 часа, а то отсутствие еды (даже за деньги) и неудобное положение кресла при дальнем полете, например, Москва-Сургут, станут настоящим испытанием. Увы, наше пребывание в самолете было дополнительно увеличено из-за пассажиров, не пришедших на посадку: пока снимали их чемоданы, прошло 45 минут. Честно, я не представляю, зачем людям оставаться во Внуково — из этого аэропорта хочется поскорее убежать/уехать.

OrenAir, они же Оренбургские авиалинии, показали себя с несколько более привлекательной стороны. Нам выдали по сендвичу с соком, предложили чай, кофе. И тут даже откидывались спинки!

Чтобы успеть набросать кое-какой маршрут и забронировать машинку, на которой мы планировали посмотреть по максимуму, Климентий прогулял свою работу. Выбирать долго не пришлось, и мы взяли единственный автомобиль у единственной компании, которая согласилась подвезти машину к аэропорту. Нам достался Volkswagen Polo с двигателем 1.6 автомат. В целом, неплохая машинка. Но она однозначно не стоила своих денег — 2900 рублей в сутки. И автомат съел все лошади: обгонять на ней было довольно проблематично. Лошадей машине мы прибавляли, крича друг другу «не успеешь обогнать!» и водитель (либо я, либо Клим) неизменно жал тапкой в пол, пытаясь обогнать очередной трактор, тарантайку, девятос с тонированными стеклами.

Теперь немного про качество дорог. Мы были приятно удивлены: большую часть нашего пути лежал вполне приличный асфальт, с разметкой. В некоторых местах даже было по 2 полосы.

Трасса до Домбая и вовсе сделана по всем европейским стандартам — широкая, с обочиной, яркой разметкой и четкими, хорошо читающимися знаками. Фото сделано как раз в 2 км от одного из самых известных курортов Северного Кавказа — Домбая.

Но часть пути (около 50 км) проходила по старой дороге с кучей колдобин, ям и неожиданных препятствий в виде коров, коз, лошадей, гусей, кур и прочей домашней скотины.

Первая ночевка состоялась в гостинице «Орлиные скалы» в городе Лермонтов. Она есть на hotellook. Собственно, так мы ее и нашли. Но букать не стали, т.к. решив уточнить наличие мест по телефону, поняли, что там проще вселиться без букинга. Хотя цена одинаковая в обоих случаях — 1800 рублей за двухместный номер.

Планируя встать в 9, мы проспали аж до 11 — сказалась тяжелая трудовая неделя. Оторвав свои головы от подушек, мы буквально помчались в сторону Архыза — первой значимой точке в нашем путешествии.

Дорога пролегала через красивейший горный перевал Гум-Баши высотой 2313 метров. Мне кажется, что в хорошую погоду здесь можно провести целый день — гулять с таким видом одно удовольствие!

Двугорбый Эльбрус — жемчужина Кавказа! Обычно его не видно из-за облаков, но нам повезло с погодой — было солнечно и ярко.

На перевале Гум-Баши есть небольшая оборудованная смотровая площадка с кафе: оттуда открывался потрясающий вид, а также можно было закупиться сувенирами и пообедать с красивым видом.

Кафешка

В кафе можно купить стакан айрана (30 рублей), тарелку сыра (40 рублей 100 грамм), огромное безе (40 рублей за 2 огромных куска). И хоть я не люблю безе, оно было невероятно вкусным — свежим и очень «настоящим». Также здесь можно закупиться медом (от 100 рублей за соту), горным чаем, шерстяными жилетами, шарфами, шапками, тапками и прочими штуками.

А Климентий потрапезничал большим и сочным чебуреком — назывался он как-то совсем по-другому, но я не смогла запомнить это название. Готовили прямо при нас: на раскаленный вок с маслом кладут раскатанный блин из теста, внутри которого мясной бараний фарш.

По одному виду в этой штуке была дневная норма килокалорий (но на Климентии это совсем никак не отражается)

К сожалению, мы не могли себе позволить длительное пребывание на перевале, так как хотели до захода солнца успеть подняться на Архыз — довольно известный курорт Северного Кавказа. Думаю, всем прежде всего вспомнится одноименная минеральная вода, но мы, проезжая мимо, увидели только склад, у которого стояли две фуры с логотипом «Архыз».
Никаких намеков, куда надо ехать, чтобы увидеть минеральные источники, не было, поэтому мы сразу поехали к подъемнику.

Про сам курортный комплекс Архыз хочется сказать довольно многое. Природа красивая — этим Кавказ балует. Но российский, и, в частности, кавказский сервис — это что-то с чем-то.

Кто-то может сказать, что мы совсем избаловались, но мы старались судить как можно более беспристрастно. Первое впечатление — все новенькое и относительно чистенькое.

А дальше начались сплошные удивления. По громкой связи в 16.20 объявили, что подъемники закрываются — мы рванули к кассам, т.к. закат только начался и очень хотелось увидеть предзакатные лучи в горах. На кассе нас огорошили ценой — 1000 рублей за двоих за подъем туда-обратно на гондоле.

Еще раз уточнили, во сколько последний спуск с горы. Кассирша сказала, что в 17.00. Подошли к сотрудникам подъемника, еще раз уточнили, что последняя гандола должна уйти сверху в 17.00. Вздохнули свободно, т.к. получаса нам вполне бы хватило для осмотра. Сели внутрь, наслаждаемся видами

Но тут к нам подходит один из трех охранников и начинает возмущенно нам говорить, что они больше не работают (время 16.40), что мы должны немедленно сесть и поехать вниз, и что какого черта мы приехали на гору перед закрытием. Очевидно, ему очень хотелось домой.

Вид у охранника был соответствующий. И да не обвинят меня в расовых предрассудках, невоспитанность и агрессия проявлялись в каждом его слове и движении. Фу-фу-фу. Он так старался испортить нам настроение, что пришлось подойти к другому охраннику и договориться с ним о том, чтобы погулять хотя бы 10 минут и сделать фотографии.

Возмутительным было то, что курорт работал всего лишь первый день, в тестовом режиме. А персоналу уже от одного дня работы плохо. Зато виды действительно завораживают. Снег в этом году еще не выпал, поэтому трасс для катания как таковых не было

Кое-что мы все-таки успели запечатлеть — больше глазами, чем на карточку фотоаппарата

Официальный сайт курорта http://arhyz-resort.ru/ выполнен в том же фирменном стиле, что и все надписи/плакаты в комплексе.

Курорт оснащен одним подъемником-гондолой, одним травалатором на учебной трассе(не работал), одним кресельным подъемником (не работал).

Вид на гондольный подъемник сверху

Рядом с ним есть небольшое водохранилище — кажется, из него получится отличный каток, если станет немного холоднее.

Немного интерьера

Честно говоря, здание спроектировано довольно странно — очень много рандомных ответвлений, отсутствует навигация по зданию. Полы плиточные — с трудом представляю, как тут можно пройтись в обледенелых горнолыжных ботинках и не свернуть себе шею. Коридоры маленькие и узкие — если вы решите занести внутрь свое оборудование (а другого выбора у вас нет, т.к. на улице отсутствуют корзины для хранения лыж и сноубордов), то есть риск снести либо стену, либо голову зазевавшемуся отдыхающему, либо отломить кусок от лыж/сноуборда.

Впрочем, почти все из этого списка претензий можно устранить, если поставить корзины и постелить противоскользящее покрытие (хотя бы до пункта проката и кафе).

Немного о прокате оборудования в горнолыжном комплексе Архыз.
Пожалуй, здесь они не ударили в грязь лицом — 250 новеньких комплектов лыж и 50 сноубордов ждут своего часа.

Кстати, в прокате пол застелен противоскользящими ковриками — хотя бы тут вы сможете уверенно стоять на ногах.

Цены вполне приемлемые: за 2-3 тысячи рублей можно снять комплект на 6 дней катания. Можно оплачивать карточкой! В залог принимают только документы (паспорт), что является нарушением закона.

В комплексе есть мини-маркет и сувенирный магазин, совмещенный с магазином одежды

Ассортимент и там, и там довольно странный. Грустно тем, что почти ничего местного — сувенирка по большей части безвкусная: нет особого национального колорита, кроме разве что чучел животных и местных травяных настоек. В общем, не хватает им дизайнера-оформителя и интересных местных художников.

Интерактивная схема комплекса

Что немаловажно, тут есть аптека. Кстати, с ее владельцем состоялся забавный диалог — он увидел, что я фотографирую, и попросил вырезать название компании и оставить только «Аптека», мотивируя это тем, что я делаю им бесплатную рекламу, а на самом деле это его аптека (видимо, он работает на основе франчайзинга). Я ему пыталась объяснить, что отдыхающим будет глубоко фиолетово, под каким брендом его аптека, если в ней будут продаваться необходимые медикаменты. А затем у нас зашел спор о разнице терминов прибыль, доход и чистая прибыль. Его реплика «чистая прибыль — это как мокрая вода — нет такого понятия!» окончательно убедила меня в силе высшего образования. Надеюсь, что незнание теории не повлияет на его бизнес.

На первом этаже стоит пока не работающий банкомат Сбербанка. Надеюсь, со временем заработает

В общем и целом, после посещения горнолыжного комплекса Архыз у меня остались довольно странные впечатления — с одной стороны, сюда вложено много денег, и владельцы бизнеса явно рассчитывают неплохо на нем заработать. С другой — много мелочей не учтены, хотя для этого даже не надо быть профессиональным проектировщиком: достаточно несколько раз съездить и покататься на другие курорты, чтобы понять нужды отдыхающих.

Пока что курорт мало чем способен привлечь — отсутствие каких-либо развлечений, кроме катания. Персонал, который хамит, хотя до закрытия подъемника оставался на самом деле целый час — они должны были работать до 18.00. Цены на проживание, еду и отсутствие возможности сюда добраться на общественном транспорте так же сильно портят впечатление.

В общем, сюда рекомендую приехать на один денек — погулять в горах, и если повезет со снегом, сделать пару спусков. Наверху открываются потрясающие виды, и если взять с собой термос с бутербродами, можно замечательно провести день, изучая местные тропы. А если хочется покататься по-настоящему — есть много других замечательных мест.

В следующем отчете я расскажу про то, как мы поднимались на Домбай и встретили горных козлов!