Чукикамата – самый большой в мире открытый рудник, в котором добывают медную руду на одноименном месторождении, разрабатываемом с 1915 года. Пять километров длиной, 3 километра шириной, и 1 километр глубиной. Владелец – чилийская компания CODELCO, крупнейший производитель меди в мире.
У них есть собственный PR-центр в городке Calama, откуда стартовал наш тур. Среди основных требований к посещению: номер документа, длинные рукава, закрытая обувь, а каски и жилеты нам уже предоставляли сотрудники центра. Мой личный совет: при посещении обязательно взять солнцезащитные очки. Они, кстати, являются обязательным требованием для работников рудника. Впрочем, как и все остальные.
Как объяснил наш гид, здесь нет просто “туризма”. Любой человек, находящийся на территории, должен соблюдать те же правила безопасности, что и сотрудники. Это, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень безопасности на рудниках, и по словам гида, к ним приезжают из других стран перенимать опыт. В том числе российские специалисты, которые, по словам гида, приятно удивляются статистикой смертей/увечий. И да, на мой вопрос, какие случаи имели место быть, он ответил “почти все, что вы себе можете представить”.
При въезде на территорию нас встретил заброшенный поселок: когда-то построенные для рабочих дома, рассчитанные на 20 тысяч человек, частично оказались под завалами камней. Людей переселили уже много лет назад, оплатив 70% стоимости их домов в Calama. Оставшиеся 30% работники доплачивали сами, но зато жилье было и остается у них в собственности. Словом, CODELCO заботится о своих сотрудниках, и работать в медной промышленности в Чили считается весьма и весьма прибыльным занятием.
Тем страннее для нас логика, раз в городе есть деньги, есть работа, то зачем же они полезли к нам в машину? Но речь не об этом.
После многочисленных остановок с проверкой документов (все строго), мы подъехали к самому руднику. Еще на въезде движение сменилось на левостороннее. Выяснилось, что и этому есть объяснение: кабина у огромных траков, что перевозят руду, находятся только с одной стороны, и чтобы они могли что-то видеть с огромной высоты, решено было изменить направление движения.
К слову, карьерные самосвалы, что работают на руднике – одни из самых дорогих автомобилей в мире. Стоимость каждого – около 5 миллионов долларов. Ежедневно на руднике их около 70 штук.
Спросила, как готовят водителей: ведь такие самосвалы в школе не покажут. Говорят, что нужно тем не менее иметь соответствующие права, на крупный грузовой транспорт, но после приема на работу водители проходят доп.обучение, привыкают к габаритам, и далеко не сразу начинают выполнять работу на руднике.
Впрочем, скоро это уйдет в прошлое: Чукикамату собираются закрыть в ближайшее время, так как грядет открытие следующего рудника, но уже закрытого. Там будут полуавтоматические самосвалы, на каждые 9 штук будет приходиться один инженер-водитель. Беспилотники покоряют мир!
Из ответов на вопросы, которыми я бомбардировала гида, пока Клим делал фотографии со смотровой площадки, я поняла, что CODELCO весьма хорошего о себе мнения. Я не обладаю достаточной статистикой по добыче медной руды в мире, чтобы рассуждать на эту тему, но не то ли они и правда такие молодцы, какими гид их выставлял, не то все-таки у кого-то завышенная самооценка.
Нам вкратце объяснили процесс: сначала на испанском, потом на английском, и мозг судорожно пытался вспомнить курс электрохимии, а также, что такое анод/катод, как они взаимодействуют. И да, можете кидать в нас с Климом тухлые помидоры, но школа и Бауманка были много лет назад, а процесс электролиза – это не то, что мы вспоминаем перед тем, как лечь спать.
Но главное, что вспоминать и узнавать новое очень интересно. Предприятия подобного масштаба всегда заставляли мое сердце биться быстрее. Как только пытаюсь осознать многотысячные предприятия, на которых внедряют новые методики, соблюдая стандарты ISO, почему-то прихожу в восторг. Это однозначно мое.
Нам показали главные корпуса основных ступеней обработки руды, а также конвейер, который вот-вот запустят, и он будет напрямую из подземной шахты доставлять руду в цех. Меня еще очень интересовал вопрос, как они собираются обеспечивать безопасность своих сотрудников в условиях постоянных землетрясений в этом регионе. Но этот вопрос, как и сотни других, остался не озвученным.
Паллета медных листов, которые являются конечным продуктом высочайшего качества (чистота свыше 99%) стоит 25 тысяч долларов. На складе таких паллет стояло не менее сотни. Как шутливо заметил гид, посчитайте, сколько миллионов долларов у вас перед глазами.
Выезжая за пределы рудника можно увидеть искусственные насыпи, которые в народе называют “тортики”. В сотни метров, они и правда выглядят как многослойные кондитерские изделия. Примечательно, что некоторые из них проходят повторную переработку: в начале 20 века методы были не такие продвинутые, и потому много меди осталось в руде. Теперь переиспользуют.
Если кратко, то мы остались в восторге. Длился он, правда, не очень долго, но это исключительно из-за попытки взлома в машину. А если бы без этого инцидента, то я бы, пожалуй, в тот же вечером поделилась с вами восторгами от посещения рудников.
Ну и в качестве рекомендации, кому близка эта тема, советую посмотреть выпуски передачи “Наука 2.0”. Потрясающая программа, которая рассказывает довольно сложные технические вещи доступным языком.