Чукикамата – самый большой в мире открытый рудник, в котором добывают медную руду на одноименном месторождении, разрабатываемом с 1915 года. Пять километров длиной, 3 километра шириной, и 1 километр глубиной. Владелец – чилийская компания CODELCO, крупнейший производитель меди в мире.

У них есть собственный PR-центр в городке Calama, откуда стартовал наш тур. Среди основных требований к посещению: номер документа, длинные рукава, закрытая обувь, а каски и жилеты нам уже предоставляли сотрудники центра. Мой личный совет: при посещении обязательно взять солнцезащитные очки. Они, кстати, являются обязательным требованием для работников рудника. Впрочем, как и все остальные.

Как объяснил наш гид, здесь нет просто “туризма”. Любой человек, находящийся на территории, должен соблюдать те же правила безопасности, что и сотрудники. Это, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень безопасности на рудниках, и по словам гида, к ним приезжают из других стран перенимать опыт. В том числе российские специалисты, которые, по словам гида, приятно удивляются статистикой смертей/увечий. И да, на мой вопрос, какие случаи имели место быть, он ответил “почти все, что вы себе можете представить”.

При въезде на территорию нас встретил заброшенный поселок: когда-то построенные для рабочих дома, рассчитанные на 20 тысяч человек, частично оказались под завалами камней. Людей переселили уже много лет назад, оплатив 70% стоимости их домов в Calama. Оставшиеся 30% работники доплачивали сами, но зато жилье было и остается у них в собственности. Словом, CODELCO заботится о своих сотрудниках, и работать в медной промышленности в Чили считается весьма и весьма прибыльным занятием.

Тем страннее для нас логика, раз в городе есть деньги, есть работа, то зачем же они полезли к нам в машину? Но речь не об этом.

После многочисленных остановок с проверкой документов (все строго), мы подъехали к самому руднику. Еще на въезде движение сменилось на левостороннее. Выяснилось, что и этому есть объяснение: кабина у огромных траков, что перевозят руду, находятся только с одной стороны, и чтобы они могли что-то видеть с огромной высоты, решено было изменить направление движения.

К слову, карьерные самосвалы, что работают на руднике – одни из самых дорогих автомобилей в мире. Стоимость каждого – около 5 миллионов долларов. Ежедневно на руднике их около 70 штук.

Спросила, как готовят водителей: ведь такие самосвалы в школе не покажут. Говорят, что нужно тем не менее иметь соответствующие права, на крупный грузовой транспорт, но после приема на работу водители проходят доп.обучение, привыкают к габаритам, и далеко не сразу начинают выполнять работу на руднике.

Впрочем, скоро это уйдет в прошлое: Чукикамату собираются закрыть в ближайшее время, так как грядет открытие следующего рудника, но уже закрытого. Там будут полуавтоматические самосвалы, на каждые 9 штук будет приходиться один инженер-водитель. Беспилотники покоряют мир!

Из ответов на вопросы, которыми я бомбардировала гида, пока Клим делал фотографии со смотровой площадки, я поняла, что CODELCO весьма хорошего о себе мнения. Я не обладаю достаточной статистикой по добыче медной руды в мире, чтобы рассуждать на эту тему, но не то ли они и правда такие молодцы, какими гид их выставлял, не то все-таки у кого-то завышенная самооценка.

Нам вкратце объяснили процесс: сначала на испанском, потом на английском, и мозг судорожно пытался вспомнить курс электрохимии, а также, что такое анод/катод, как они взаимодействуют. И да, можете кидать в нас с Климом тухлые помидоры, но школа и Бауманка были много лет назад, а процесс электролиза – это не то, что мы вспоминаем перед тем, как лечь спать.

Но главное, что вспоминать и узнавать новое очень интересно. Предприятия подобного масштаба всегда заставляли мое сердце биться быстрее. Как только пытаюсь осознать многотысячные предприятия, на которых внедряют новые методики, соблюдая стандарты ISO, почему-то прихожу в восторг. Это однозначно мое.

Нам показали главные корпуса основных ступеней обработки руды, а также конвейер, который вот-вот запустят, и он будет напрямую из подземной шахты доставлять руду в цех. Меня еще очень интересовал вопрос, как они собираются обеспечивать безопасность своих сотрудников в условиях постоянных землетрясений в этом регионе. Но этот вопрос, как и сотни других, остался не озвученным.

Паллета медных листов, которые являются конечным продуктом высочайшего качества (чистота свыше 99%) стоит 25 тысяч долларов. На складе таких паллет стояло не менее сотни. Как шутливо заметил гид, посчитайте, сколько миллионов долларов у вас перед глазами.

Выезжая за пределы рудника можно увидеть искусственные насыпи, которые в народе называют “тортики”. В сотни метров, они и правда выглядят как многослойные кондитерские изделия. Примечательно, что некоторые из них проходят повторную переработку: в начале 20 века методы были не такие продвинутые, и потому много меди осталось в руде. Теперь переиспользуют.

Если кратко, то мы остались в восторге. Длился он, правда, не очень долго, но это исключительно из-за попытки взлома в машину. А если бы без этого инцидента, то я бы, пожалуй, в тот же вечером поделилась с вами восторгами от посещения рудников.

Ну и в качестве рекомендации, кому близка эта тема, советую посмотреть выпуски передачи “Наука 2.0”. Потрясающая программа, которая рассказывает довольно сложные технические вещи доступным языком.

Additional Photo

Additional Photo

Additional Photo

Additional Photo

Additional Photo

Additional Photo

Additional Photo

Additional Photo