Думаю, всем понятна причина несколько отложившихся постов про столицу Уругвая: сложно было писать что-то хорошее про место, где нам долбанули стекло.
Однако, я не такая уж злопамятная девушка: эмоции стихли, стекло заменили, самые критичное из украденного купили. Теперь можно вспомнить, что нам на самом деле понравился Монтевидео.
Во-первых, архитектура, во-вторых, крайне приятный климат, который нас сопровождал: на набережной мы даже толстовки натянули, ибо ветерок с моря пробирал до самых костей, несмотря на палящее солнце.
Долго удивлялись машинам с флагами, пока не поняли, что у них шла предвыборная агитация: один из наиболее популярных флагов был перевернутый российский (белый, синий, красный), что довольно забавно: Клим сначала подумал, что нам встретились русские путешественники, у которых горизонтально висел флаг России. Ну а оказалось, как оказалось…
Вопреки тому, что травка легализована, запах мы учуяли ровно один раз, проходя мимо бара: там была презентация коллекции одежды, и модно одетая молодежь курила косяк и попивала мате на веранде снаружи. Очень цивильно. Несмотря на наше нейтрально-положительное отношение к марихуане, запах так себе, а в той же Чили, к примеру, воняет просто из каждой квартиры: нравится тебе, не нравится, твоим соседям на тебя все равно. На нашем Airbnb в Чили хост выращивала кусты прямо на балконе, и там стоял характерный и непроветриваемый запах.
Что в Уругвае может неприятно поразить, так это цены. Это даже не Штаты, а целая Швейцария. Если при заезде в страну мы купили недорогие эмпанады и странный, но дешевый кофе, то в столице можно смело забыть слово “недорого” или даже “доступно”. В Монтевидео зайти в ресторан обойдется дороже, чем в Калифорнии, и мы все никак не могли связать концы с концами: что у них тут за зарплаты, откуда они берутся, как экономика работает таким волшебным образом. Ага, как же.
Зарплата кассира - 400$ в месяц, а в среднем житель Монтевидео зарабатывает 630$. При этом пачка яиц 10 штук стоит 3$, хлеб 2$, даже килограмм бананов идет за 2,5$, не меньше. Относительно недорогая говядина, но вот та же курица уже ого-го, йогурт за 1,85$. Мы зашли в китайскую кафешку, и порция лапши с овощами и мясом стоила 10$. Нам этой порции, конечно, за глаза на двоих, но люди в основном берут себе отдельную. Ну и так далее, собственно.
Зато не могу не отдать должное уругвайским супермаркетам: все очень красиво, все выглядят как Азбуки Вкуса. Идеальная чистота, вежливый персонал, разве что обожают тратить пластиковые пакеты, стараясь чуть ли не каждый предмет положить в отдельный.
Но все-таки мы не поняли, за что мы должны платить такие бешеные деньги, учитывая что все соседние страны без исключения предлагают товары и сервисы не хуже, но значительно дешевле. Даже Чили нам задним умом показалась не такой дорогой, как Уругвай.
Про людей я уже упоминала: наш хост в столице, что работал в Москве, и говорит по-русски. С утра даже дочка его вышла с нами поздороваться на русском языке. Училась у нас в школе, видимо.
Из хорошего: в Уругвае много торговых центров, и из-за сотрясений в аргентинской экономике, многие приезжают сюда за покупками и снятием наличности: в банкоматах Уругвая доступны как свои, уругвайские песо, так и доллары. Сейчас у Western Union неплохие условия для перевода аргентинских песо, но до того люди катались на пароме из Буэной-Айреса в Уругвай, как на работу: чуть ли не каждый месяц, чтобы обзавестись зелеными бумажками, а затем поменять их по черному курсу на улице.
Не уверена, упоминала ли, но в Аргентине до сих пор существует два курса доллара: “официальный” – по которому вы снимете деньги с адской комиссией в банкомате, или поменяете в официальном обменнике (хотя в последнем чаще всего сильно лучше курс), и “черный” – тот, что предложат вам многочисленные менялы-помогалы на улице. В БА есть несколько таких мест, куда стекаются все менялы. И воришки, конечно, тоже. Поэтому крайне не рекомендуется делать это одному, поздно, подсвечивая дорогу последней моделью iPhone. А еще лучше найти такого менялу через знакомых, и встретиться где-нибудь на нейтральной территории.
В Уругвае нам потребовалась наличка ровно для одного: платить за платные дороги. При этом в самом начале, на первом пункте оплаты мы протянули 20$, сдачу нам дали в уругвайских песо, и мы ими потом так и расплачивались до самой границы. Очень удобно, и я не представляю, как люди оверлендили 30-40 лет назад без банковских карт и автоматической конвертации валют. Совсем другой мир тогда был.
Пока мы прогуливались по центру Монтевидео, наткнулись на пикник, организованный банком BBVA: один из крупнейших в ЮА, банкоматы которого можно найти в каждой стране на континенте. Модненькие люди, обстановка соответствовала: крафтовое пиво, бургеры, чизкейки ручной работы, и все в таком духе. Цены, опять же, космические: бургер за 12-15$, какой-нибудь коктейль 8-15$. В общем, мы так не играем. Либо пусть тогда вокруг будет реально Швейцария, и в мою машину не лезут за бутылками воды.
Еще уругвайцы показались очень спортивными ребятами: в каждом городе, что мы проехали, нам встречалась толпа бегунов и велосипедистов. Десятки людей после работы и в выходные дни трусили вдоль набережной. Очень здорово! И много собак: видно, что за ними ухаживают. Так что атмосфера весьма тянет на Северную Америку.
В частности в Канаде просто невероятный собачий бум, и если мы захотим быстро разбогатеть, то замутим там какой-нибудь собачий стартап: только в Канаде я видела целый шкаф дома у людей, от пола до потолка забитый книгами по собачьей психологии: “Как воспитать идеального щенка”, “Как понять, о чем грустит ваша собака”, “30 правил хорошего собаковладельца”, “10 заповедей прогулки в парке с вашим щенком”, и, наконец, моё любимое – декоративное панно с надписью “I work hard so my dog can have a better life” (Я тружусь, чтобы у моей собаки была лучшая жизнь).
Я все время говорю, что надо бы к каждой новой стране подходить с чистого листа, но это лицемерие, конечно: я не знаю, куда засунуть весь опыт посещенных стран, чтоб он постоянно не выскакивал то тут, то там, и не гундел мне в подсознании “а вот это там было лучше, а тут – дешевле, а вон там и вовсе по-другому”. Не получается. Чуть обнуляется в России, потому что там нам все привычно, и мозг перестает все время работать в режиме A/B-тестирования.
Поэтому когда меня спрашивают совета о какой-то стране или направлении, мне действительно сложно ответить с ходу. Вроде вопроса “ваши любимые места”, или “страна, в которую вы бы хотели переехать”. Вроде бы и известны ответы, но “мы”, посмотревшие Канаду и влюбившиеся в Банфф через полгода поездки, и “мы”, но спустя 3 года после этого и посмотревшие в промежутки десятки стран – это все-таки разные люди, как не крути.
Даже Аляска, которая в наших сердцах занимает ооочень много места, весьма похожа на Патагонию, а там и до Алтая недалеко (в последнем мы пока не были). И пойми теперь, понравится ли нам там еще раз, если поедем. Думаю, что все-таки да, потому что это любимый тип природы: северный, холодный, дождливый, суровый и прекрасный.