Трудно понять, куда делись эти дни, но каким-то образом они исчезли в Fairbanks’e: получилось очень глупо, что не смотря на наши постоянные ночевки в палатке, душ под открытым небом и множество других обстоятельств, организм решил меня подвести, когда я посидела полчаса в гараже нашего хоста: на утро проснулась с адской болью в горле, и в результате 3 дня провела сидя на диване с книжкой у 2х разных хостов, попивая чаек и сиропчик, который мне помог выбрать фармацевт в Walmart.

Попутно мы приглядывались к компаньонам для поездки на Dalton Highway: одна из самых “опасных” дорог США длиной в 666 км, которая ведет прямо к Северному Ледовитому океану. Это дорога считается стартом Панамериканского шоссе, соединяющего две Америки: Северную и Южную. На самом берегу океана расположен Prudhoe Bay - обособленная территория, куда разрешен вход только персоналу или по пропускам в составе тура (70$ с человека). Строительство шоссе началось с того, что в 1968 году тут обнаружили месторождение нефти, самое крупное в США, которое обеспечивает 20% от общей потребности страны. Амбициозность строительства понимаешь, когда едешь по этой дороге. Построенная в зоне вечной мерзлоты, она не может быть покрыта асфальтом: есть лишь несколько “цивильных” участков там, где зона пермафроста далеко от поверхности земли. Если близко, то из-за нагрева возможно таяние пермафроста, в результате чего на дороге образуются разрывы, ямы и обвалы. Для справки: пермафрост (вечная мерзлота) - характеризуется тем, что верхняя часть земной коры, температура которой долгое время (от 2—3 лет до тысячелетий) не поднимается выше 0 °C. В зоне многолетней мерзлоты грунтовые воды находятся в виде льда, её глубина иногда превышает 1 000 метров. Собственно, само шоссе построено для поддержки Trans-Alaska Pipeline System (TAPS) - нефтепровода в 1300 км, идущего с самого севера от Prudhoe Bay до Valdez, одного из южных портовых городов Аляски. Серебристую трубу мы видели неоднократно вдоль дорог. Кто-то говорит, что это красиво, кто-то, что это уродство. У меня же вызывает восторг инженерная мысль этой конструкции. Сколько же трудностей преодолели геологи, инженеры и строители, когда проектировали этот трубопровод. Местами он идет над землей, местами под. Опять же, зависит от того, есть ли пермафрост и как глубоко он пролегает. Не поверите, но меня осенило насчет дорог в Архангельской области! Когда мы ехали там весной прошлого года, я думала, что это наказание. Проклиная российское государство и Министерство Транспорта в частности, я была уверена, что деньги на строительство нормальной дороги остались у кого-то в кармане. Но уже зная, что такое вечная мерзлота, переосмыслила, и теперь понимаю, что там та же самая проблема, что и на Аляске. Нет смысла класть асфальт. Можно только привести в порядок грунтовую дорогу. Стало стыдно за такие мысли насчет России, но в то же время и легкая обида: почему нельзя поставить информационный плакат около дороги, и объяснить людям, что нормальной дороги нет не потому, что кто-то построил себе дачу, а потому что ее тут просто нельзя построить? В общем, дорога представляла для нас огромный интерес, но когда мы спрашивали людей, как им, собственно, вождение тут, отзывы были прямо противоположные. Кто-то приезжал без единого скола, царапины и на целых шинах. Кто-то бил себе лобовое, прокалывал шины и запаску и платил огромные суммы в у.е., чтобы это починить. Большинство пугали нас, что для Приуса эта дорога не проезжабельна, и мы немного взгрустнули. Ян - канадец немецкого происхождения, с которым мы договорились вместе поехать, в результате уже успел вернуться, пока мы оказались в Fairbanks. От него как раз мы услышали позитивную историю, хотя он ехал на Subary Outback, которая едва ли больше Приуса, однако 4*4, что может помочь. Кстати, он ведет свой блог https://www.facebook.com/Mining-Quest-1205188162827490/?fref=ts, где пишет про месторождения: он работал геологом до того, как решил уволиться, купить машину с палаткой на крыше и отправиться в путешествие по двум Америкам.

Additional Photo

Additional Photo