Возможно, вы уже заметили позитивную тенденцию нашего блога: мы путешествуем по прекрасным местам, встречаем удивительных людей и с нами происходят, в большинстве своем, хорошие вещи. И мы, конечно, склонны думать, что мир – потрясающее место, где каждый может найти себе занятие по душе и быть счастливым.
Однако, мы осознаем, что далеко не для всех жить на этой планете и быть собой так просто, как нам. И в мире много несправедливости. Мы много писали про First Nations, Indigenous people, или, говоря по-русски, индейцев. Так вот, будучи в Северной Дакоте мы случайно узнали о том, что тут происходит одно из событий, которое точно войдет в хронику современной истории. Дело идет о строительстве трубопровода Dakota Access, который по замыслу инженеров должен значительно снизить издержки на транспортировку нефти. Хотя нефть нашли в 1970 году, до 2000-х годов применялись традиционные методы добычи, малоэффективные для местных залежей «черного золота». Темпы разработки месторождений удивляют: если в 2008 была всего тысяча скважин, то в 2012 их было уже четыре тысячи. Если вы помните, то США – страна частной собственности, и это значит, что люди заключают соглашения с нефтяными компаниями и получают денежную компенсацию. Но в данном случае речь идет только о белом населении. С индейцами совсем другая история. Напомню, что они пережили страшнейший геноцид, начавшийся почти три столетия назад, и, к величайшему сожалению, продолжающийся до сих пор. Войны, болезни, алкоголизм и наркомания, система школ и резерваций – это почти уничтожило их. Казалось, Северная Америка наконец опомнилась, признала свои ошибки и протянула руку дружбы, признав за ними право на землю. Но строительство трубопровода Dakota Access вновь подняло те же вопросы: нефтедобывающие компании не получив официального разрешения от племени Сиу, через земли которого должны пройти трубы, начали строительство. Индейцы с самого начала были против этого трубопровода, так как он представляет опасность для экологии и проходят через священные для них земли. В середине 2016 года строители достигли границы территории индейцев, где были вынуждены остановиться: протестующие индейцы перегородили дорогу для строительной техники. Протесты приняли национальный масштаб: коренные народы со всего мира приехали поддержать Сиу в восстановлении справедливости. Так начался Sacred Stone Camp: индейцы со всех концов Северной Америки приехали со своими палатками, машинами, кемперами, типис (традиционные шатры) и основали лагерь на территории, через которую должны пройти бульдозеры, оставив трубы закопанными под землей. Десятки и сотни людей вот уже несколько месяцев живут под открытым небом, и выражают свой протест против нарушения прав коренных народов. Сегодня это уже нечто большее, чем трубопровод. Эти люди помнят, как обходились с ними, их предками. Как много раз им говорили, что оставят их в покое, а потом снова и снова приходили, убивали, загоняли как скот в резервации, насиловали детей и оставляли горько плачущих матерей, отбирая детей и отправляя тех в интернаты за тысячи километров и миль. Как это можно забыть? Как это можно простить? Стычки происходили все чаще, и ровно за день до нашей поездки в Sacred Stone Camp прошел самый крупный марш-протест: сотни индейцев вышли на дорогу с плакатами. Без оружия, без цели навредить, а лишь привлечь внимание к этой проблеме. Как вы думаете, что было дальше? Со всех концов штата съехались вооруженные наряды полиции, которые выстроили кордон и пустили слезоточивый газ на безоружных детей и женщин. 144 протестанта были арестованы. Это ли зовется демократией, т.е. гласом народа? Вряд ли. Мы приняли решение поехать туда и увидеть своими глазами, что происходит. Приняв на себя тот риск, что вечер мы можем провести в полицейском участке, взяли с собой паспорта, сели в машину и поехали. Стоило съехать на трассу, ведущую к территории индейцев, как сразу заметили полицейские машины припаркованные вдоль дороги. Они стояли перпендикулярно: не чтобы ловить нарушителей скоростного режима, а чтобы смотреть, кто едет и что с собой везет. Полицейские стояли каждые десять километров 80-километрвой дороги. Примерно за 5 километров до большого лагеря, увидели множество флагов и транспарантов, навешанных на забор из колючей проволоки: в этом месте остановили строительство трубопровода. И здесь же поставили знаки, что парковка запрещена: фотографию можно сделать, только если встать посередине дороги. Мы этого не сделали, и продолжили путь в лагерь. При въезде стоит пост-контроль: нас спросили о цели визита, и пустили внутрь, попросив сразу же проследовать в пресс-центр. Мы несколько растерялись, так как на довольно большой площадке расположились сотни палаток и машин. Как только отошли от машины и сделали первые 5 кадров, к нам подошел мужчина и спросил, есть ли у нас бейджик. Без этого красного бейджа фотографировать и снимать в лагере запрещено. Мужчина нам показал, где находится пресс-центр и пожелал хорошего дня. Ожидание заняло почти 10 минут: перед этим в огромный шатер пресс-центра вошла съемочная группа, которая получала свои пропуски и информацию по правилам в лагере. Запрещено снимать детей, не спросив разрешения их родителей, к любому взрослому перед фотографией или съемкой также обратиться за разрешением, нельзя снимать процесс молитвы и священных ритуалов. Перед тем, как выдать нам красные пропуски, нас попросили заполнить анкету, затем прошли по ссылкам на блог и группу, спросили о цели нашего визита в лагерь. Содержимое группы перевели онлайн, чтобы удостовериться, что мы действительно путешественники и не имеем никаких недобрых намерений в сторону индейцев. Мы приехали в середине дня, поэтому людей в лагере было не так уж много, но и не мало. Нас окружали палатки, в большинстве своем погнутые резкими порывами ветра. Кто-то колол дрова, кто-то разгружал гуманитарную помощь, в большом шатре готовили ужин, а в палатке поменьше угощали бесплатно кофе и чаем. Здесь же были палатки с бесплатными вещами: волонтеры рассортировывали одежду по размерам и полу. На территории лагеря мы нашли медпункт, полевую школу для детей (а многие приехали с ними), сцену, палатку с бесплатными средствами гигиены. Гуманитарная помощь приходит со всей страны: и хоть в российских СМИ я нашла лишь несколько упоминаний о протестах в сентябре, в США Sacres Stone Camp приобрел широкую огласку. Мы застали прибытие гостей из племени Чероки. Возможно, вы знаете такую машину – Jeep Grand Cherokee , но вряд ли задумывались, откуда у нее такое название. Чероки привезли две фуры гуманитарной помощи, а также провели церемонию вручения: старейшины обменивались благодарностями: одних благодарили за то, что они нашли в себе мужество восстать против системы и бороться за свои земли, а других благодарили за поддержку в виде еды, топлива, одежды и медикаментов. Для нас это стало некой кульминацией и помогло понять, зачем мы все-таки туда поехали. Мы увидели, как эти люди относятся к своей земле. Это не просто клочок почвы под ногами, из которого можно выкачивать, выкапывать, вырезать все что твоей душе угодно. Нет. Это священная земля, по которой ходили их предки, где росли их родители, растут их дети и будут расти еще многие поколения людей. Где река – это не просто вода, это источник жизни. И воздух – не что-то само по себе разумеющееся, а нечто, что требует внимания, заботы, чтобы он остался таким же для будущих поколений. Совсем не было речи о деньгах. О том, чтобы выбить из компаний компенсацию. Все, что хотят эти люди – чтобы бульдозеры и тракторы не уничтожили то единственное, что им осталось от предков, когда-то населяющих всю Северную Америку. Их землю, их мечты, их будущее. Они играли на барабанах, танцевали и молились все вместе: индейцы Сиу, Чероки и другие племена, которые стояли рядом, образуя круг. Старейшины произносили речи на двух языках: английском и языке своего племени. В первом случае мурашки пробегали от мысли, которую они пытались донести. Про любовь, жизнь и справедливость. А второе…Что ж. Это больше звучало как что-то глубинное и как будто забытое, из прошлого. Что-то настолько связанного с нашей природой, планетой, силой, которая таится в земле и ветре. Это нельзя передать словами. Нужно быть там, чувствовать, слышать. Мы искренне желаем, чтобы справедливость восторжествовала и индейцы получили то, что по праву принадлежит им. И чтобы каждый, кто прочитает эту статью, задумался о том, делает ли он все справедливо и по совести. Подумал о том, будет ли в конце жизни стыдно за желание получить сиюминутную выгоду, и оставить нашим потомкам горстку пепла вместо того, что было нашей прекрасной планетой.