За что мы так любим коучсерфинг, так это за то, что хосты дают невероятные рекомендации. Они сразу отметают все лишнее и говорят “вам сюда!”. И в большинстве случаев это работает! О нашем хосте в Нельсоне я расскажу чуть позднее, а пока расскажем о том, как здорово путешествовать и узнавать историю своей страны за ее пределами.
Dave перечислял нам места, куда надо сходить и съездить, и среди них был вопрос “а знаете, что у нас тут есть русское поселение?”. Мы, конечно, первый раз об этом слышали и поехали проверять. Духоборы, они же духоборцы - это группа русских, которые не принимая обряды православной церкви, но тем не менее оставаясь христианами, в 1898 году иммигрировали в Канаду. В 1785 году духоборцы получили свое имя, когда архиепископ Екатеринославский Амвросий назвал сторонников этого учения “противниками Святому Духу”. Духоборцы перевернули значение слова в свою пользу, считая себя “борцами за Дух”. Духоборцы исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не считают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще, а также отрицают церковные обряды. На протяжении нескольких столетий отношение с властями менялись крайне быстро: Александр I посетил их поселение и распорядился освободить духоборов и переселить их в Крым. Вместе с этим в 1820 году он освободил их от присяги. А вот при Николае I они опять подверглись гонениям: освоенные духоборцами крымские земли стали безопасны, а значит, сюда стали приходить русские православные крестьяне. Властям такое соседство не пришлось по душе, и духоборов переселили в Закавказье. В 1841 году началось переселение: за 4 года в Грузию и Азейбарджан переехали около 5000 духоборов. Однако, мирное время длилось не долго: в 1887 году на Кавказе ввели всеобщую воинскую повинность, из-за чего среди духоборов прокатались волнения: 29 июня 1895 года около 2000 человек под пение псалмов сожгли все оружие общины. Власти подавили бунт, но какой ценой…Губернатор Георгий Шервашидзе послал казаков на подавление бунта. Мужчины-духоборцы образовали круг, а дети и женщины остались в её центре. Казаки атаковали круг духоборцев, в результате чего несколько человек погибли. После казаки отправились в селения духоборцев, участвовавших в сожжении оружия, где устроили погромы После этого, Шервашидзе вызвал духоборцев к себе с требованием военной службы, однако те ответили отрицательно. Тогда Шервашидзе отправил казаков, отказавшихся продолжать погромы, в казармы и призвал лезгинскую жандармерию. После этого, 6 дней в сёлах проходили погромы: всё имущество селян было разграблено, женщины были выпороты и изнасилованы, а сёла сожжены. Выживших духоборцев числом около 4000 человек отправили в горы, где погибло около тысячи человек. 330 духоборов арестованы и направлены в штрафные войска. Многие из них умерли. В. Г. Чертков в 1896 г. написал об этом статью «Напрасная жестокость», которая была прочитана Николаю II. После этого отказников стали ссылать на 18 лет в Якутию. Впоследствии ещё 4300 человек, из числа не участвовавших в сожжении оружия, были отправлены на восток Грузии без права продажи недвижимого имущества. В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан Затем В. Г. Чертков, П. И. Бирюков и И. М. Трегубов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции В. Чертков был изгнан за границу, а Бирюков и Трегубов отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику. Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот — с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто, Джеймсу Мейвору. В 1898—1899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение». В Канаде власти согласились с тем, что духоборы не должны служить в армии, но несколькими годами позднее потребовали принести клятву верности: большинство духоборов отказались и вынуждены были переселиться из Саскечевана в Британскую Колумбию, бросив с таким трудом вспаханные земли: в первые месяцы у них не было лошадей, чтобы пахать на полях, поэтому женщины впрягались в плуг вместо них. На месте поселений духоборов в Британской Колумбии основан музей, в котором мы с радостью обнаружили книги на русском языке, знакомые нам наряды, русскую печь, баню и много истинно-русских черт, которые сложно описать словами. Сотрудник музея провела нам небольшую экскурсию, но так как мы сами русские, то рассказали ей больше, чем она нам: что такое баня, и чем она отличается от сауны, что такой Чистый Четверг, про значение хлеба, соли и воды в русской культуре. В музее возникло стойкое ощущение радости от того, что мы русские. Что у нас такая богатая культура и длинная, запутанная, порой кровавая история. Радость от знания русского языка, когда мы ходили от стенда к стенду и могли читать таблички на русском, а не на английском. Что у нас такие люди, не побоявшиеся даже в те ужасно несправедливые времена сказать “нет” властям. Конечно, от причин переселения духоборов в Канаду волосы встают дыбом, но почему-то мне стало очень приятно, что в Канаде живет более 30 тысяч потомков духоборов, И что несмотря на то, что им пришлось пережить в России, они все равно считают русский своим родным языком.