В этот день при ветре в 40 узлов (74 км/ч) мы переваливались на волнах в сторону Point Wild. Ох, не зря такое название, не зря…
Весь день был заполнен лекциями, и мы сходили на ту, что рассказывала о Эрнесте Шеклтоне - знаменитом англо-ирландским исследователем Антарктики. Весьма неоднозначная личность, если верить нашим лекторам.
Знаменит он прежде всего тем, что во время полярной экспедиции “Дискавери” под руководством Роберта Скотта Эрнест был эвакуирован по состоянию здоровья, и, значит, первым из всей команды смог рассказать об увиденном на Южном материке. Не совсем честно, тем не менее именно его лекции позволили ему организовать и возглавить уже собственную экспедицию, после чего был возведен в рыцари и перед его именем положено писать “сэр”.
Целью Шеклтона был Южный полюс, но его “обогнал” норвежский путешественник Амундсен (вот его имя я почему-то отлично помню со школы, а вот Шеклтона - нет), первым достигнув заветные координаты. Следом за ним это повторил Роберт Скотт, достигнув полюса всего лишь через несколько недель после Амундсена. Увы, Скотт и его команда погибли на обратном пути в Великобританию.
Тогда Шеклтон придумал себе новую цель, а именно — пересечение всего Антарктического материка. Так, в 1914 году он организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию, которая закончилась катастрофой. Их судно “Эндуранс” попало во льды в море Уэделла и затонуло. Команда трое суток боролась за жизнь судна, пытаясь откачать воду при -27°C, пока 27 октября капитан не дал распоряжение на эвакуацию.
На лекции нам показывали уцелевшие фотографии: всего было 550 пластинок, но отобрали всего лишь 150 наиболее удачных. Удивительные кадры! Даже не верится, что 100 лет назад люди могли выживать в таких условиях. Но, конечно, выжили далеко не все.
Команда пыталась добраться до Большой Земли на дрейфующих льдах, используя остатки провизии, что остались после крушения судна, и не брезгуя мясом тюленей. В экспедиции было много собак и кот: последнего пристрелили почти сразу, из-за чего позднее взбунтовался его владелец, и по возвращении он не был представлен к награде, несмотря на многочисленные подвиги. Вот что значит спорить с капитаном.
14 апреля они достигли Elephant Island на шлюпках, но вплоть до 16 апреля не могли высадиться на берег из-за сильного ветра и волн, пока наконец не нашли подходящую гавань. Именно это место и получило название Point Wild.
Elephant Island был не самым подходящим местом для спасения, хоть и обеспечивал потерпевших минимально необходимым: пресной водой, мясом тюленей и пингвинов. Но состояние команды ухудшалось с каждым днем, и Шеклтон решил собрать команду из 5 человек и отправиться на поиски помощи.
Его целью стала South Georgia, что лежала в 1520 км от Elephant Island. 15 мая они достигли устья залива, откуда 18 мая трое членов команды начали переход через горный перевал Южной Георгии, и через 36 часов добралась до китобойной базы Стромнесс. В тот же день на базу были доставлены оставшиеся 3 члена экипажа и шлюпка.
На самом деле история спасения людей с острова Elephant достойна экранизации, и я не берусь описать в подробностях все попытки Шеклтона спасти свою команду. Лишь с четвертой попытки, завершенной 30 августа, ему удалось завершить задуманное, и вся команда “Эндурас” прибыла в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года.
Из-за Первой Мировой войны возвращение экспедиции домой прошло незаметно. Никакого happy end не случилось, и многие выжившие в тяжелейших полярных условиях ушли из жизни всего 1-2 годами позже, на войне.
А Антарктический материк был пересечён только в 1958 году экспедицией Британского содружества с использованием гусеничных транспортёров и разведки с воздуха.
Вот это биография, конечно. Иногда кажется, что для подобных подвигов на Земле уже осталось очень мало возможностей. Слушали мы лекцию с открытыми ртами, хотя на границе сознания был вопрос “а зачем?”. Но в душу полярников-первопроходцев не заглянешь, так же как и альпинистам, что рискуя жизнью лезут на К-2 (Чогори, вторая по высоте гора в мире).
Уже в сумерках наш лайнер приблизился, насколько это было возможно, к Point Wild, и перекрикивая страшный ветер члены команды прямо на палубе пытались нам показать, где именно устроили стоянку выжившие. Мы выдержали под этими порывами ветра 20 минут, будучи с ног до головы в экипировке. Что чувствовали члены команды, проводившие своего капитана, и лелея надежду, что он когда-нибудь за ними вернется — это невозможно представить.
Однако, сам факт того, что команда отпустила Шеклтона, поверила в него и его возвращение — уже это говорит нам о том, что Эрнест Шеклтон был незаурядным человеком.