Наши постоянные читатели, следящие за нами с самого начала, наверняка вспомнят статью про духоборов, с историей которых мы познакомились в Канаде. Для тех, что с нами недавно: https://vk.cc/6waVc0 А при чем тут духоборы, спросите вы. При том, что в Мексике мы узнали о небольшом поселении русских молокан - людей, исповедующих православие, но не почитавших законов ортодоксальной цервки.
Появление молокан, в основном жителей Карской области, в мексиканском штате Baja California относится к 1905 году, когда в Мексику отправилось около сотни семейств, почти тысяча человек. Ими руководили Иван Самарин и Василий Пивоваров. Вместе с духоборами в начале XX века молокане из-за бесконечных конфликтов с царскими чиновниками и затем насильственной мобилизации на фронт русско-японской войны (а молоканам и духоборам убеждения запрещают служить) начали выезжать в США, Канаду и Латинскую Америку. Кстати, по этой причине количество русского населения в Закавказье резко сократилось. В Калифорнии молокане облюбовали для себя Гваделупскую долину на берегу одноименной реки, а точнее ручья, превращающегося в поток в сезон дождей, построили «Русскую колонию» в Гваделупе на одну улицу. Долину русские нарекли по-своему — Обетованной землей. Здесь они решили жить по своим законам, сохранять традиции и культуру. Прежде чем поселиться, молокане послали в Мексику эмиссаров на разведку, помощь там им оказал, как ни странно, католический орден доминиканцев. Для коммуны молокане приобрели у доминиканцев три земельных участка, территорию пришедшей в упадок миссии ордена площадью в 5 тысяч гектар, потратив 48 тысяч песо золотом. Мексиканские власти дали рассрочку мигрантам на десять лет, но русские погасили долг за четыре года. Договор на продажу земли подписал президент Мексики Порфирио Диас. Поселенцы выращивали и культивировали цитрусовые, яблони, груши, персики, оливки, во дворе каждой семьи в изобилии имелся домашний скот и водилась птица: коровы, гуси, куры. Молокане были главными поставщиками пшеничной муки для города Энсенада. Лицом гваделупских молокан, как ни странно, стало виноделие: местные почвы благоприятствовали. Религиозные догмы запрещают молоканам употреблять спиртное, но здесь вино шло на продажу, что не противоречило их воззрениям. Впрочем, виноделием молокане занялись не сразу, а в 1920 году, после преодоления внутренних споров в общине. Со временем молокане стали массово принимать гражданство (1930-е), а через десять лет и жениться на местных девушках, в том числе и индейских кровей. Несмотря на глубоко пущенные корни, молокане не прижились в Гваделупской долине: в 50-е годы в Мексике резко возрастало влияние расистских идей , взятых на вооружение частью индейских движений. По поселку молокан принялись шествовать толпы, жегшие факела и кричавшие: «Мексика для мексиканцев». В спешном порядке молокане покидали Мексику, чтобы обосноваться в США. Каждый из вас, кто был в Сан-Франциско, наверняка вспомнит Russian Hill - название появилось как раз после того, как молокане поселились в этой области. Кстати, о молоканах пишут Ильф и Петров в своей книге «Одноэтажная Америка». Писатели побывали на Русской горке и описали её обитателей в 1936 году.