Честно, не все из намеченных нами точек удалось посетить, и для меня самым обидным стало непосещение винокурни, где варят виски. Их было отмечено целых три, еще в три мы заехали по дороге в Элгин, где целью был местный Кафедральный собор.
День десятый. Гленфидик, Элгин, Clava Cairns, Инвернесс, замок Леод, Bealy Priory, озеро Лохнесс. Красивая дорога через фьорд и ночевка дикарем во время шторма
Гленфилик был закрыт на две недели — как мы узнали, каждая из винокурен (которые хочется очень называть вискокурнями, но это не корректно) закрывается на «отдых» на две недели — у каждой свое расписание, поэтому если вы задались целью посетить летом хотя бы одну, стоит им предварительно позвонить или написать, чтобы уточнить расписание.
Плюс, экскурсии начинаются в большинстве каждый час (12.00 13.00 и тп), но некоторые винокурни проводят туры только раз в два-три часа. Словом, если время ограничено, лучше заранее понять, на какое время вы успеваете.
Гленфидик был очень привлекателен тем, что экскурсии по производству (без дегустации) у них бесплатны. Средняя цена в других винокурнях 5-6 фунтов, включая пробу нескольких сортов виски.
Итак, после безуспешных попыток попасть на экскурсию, мы поехали к Clava Cairns — прототипу Крейг-на-Дун из сериала Чужестранки.
Владимир с Дашкой мирно спали на задних сиденьях — под конец поездки редко кто мог сопротивляться послеобеденному сну.
После камней мы поехали в Инвернесс — один из крупнейших городов Шотландии
Парковки
Зашли в паб, попробовали местную кухню — чикен хантер и фиш энд чипс, запив это пинтой Гиннеса (не оказалось в пабе ни одного английского пива). После обедов на пару из мультиварки это стало приятным разнообразием, но в целом английская кухня как-то не поразила.
Короткая прогулка по Инвернессу (зашли на почту, отправили открытки), и вот мы на пути к озеро Лохнесс –так как Клим выпил, то до конца дня вел Владимир. За это время мы успели посмотреть Бьюли Приори – храм, который находился под попечительством клана Фрейзеров, и где до сих пор на древних надгробиях можно читать имена потомков этого рода, которые жили задолго до нас.
По дороге на Лохнесс мы остановились у фермы, где купили клубники через «коробку честности» (honesty box)- ты сам берешь с прилавка, что хочешь, и кладешь в коробку ровно ту сумму, которая указана на ценнике.
Такое мы видели в Англии довольно часто: например, на одной из троп стояла сумка-холодильник, где лежали бутылки газировки и минералки: за каждую нужно было положить в сумку 2 фунта. В целом, понятие честности в Англии воспитывается не только фермерами. В тех же Теско есть кассы самообслуживания, где никто не проверяет, что именно ты себе пробил, а что просто положил в сумку или карман.
Лохнесс – одно из многочисленных озер, которое стало знаменито благодаря легенде о чудовище, якобы живущем на дне озера. Туристы плавают на лодках и кричат «Несси!!!», пытаясь призвать большое зеленое чудище (таким его изображают на открытках и игрушках). Мы же остановились вне туристической стоянки, спустились к камням и пообедали (поужинали) с отличным видом. Вода в озере прозрачная и холодная, купаться даже не тянуло. Плюс ко всему дно из мелких острых камешек не добавляло желания идти плавать.
В тот же день посмотрели замок Леод – прототип замка Леох из Чужестранки: это жилой замок, и экскурсии тут проводят потомки клана Маккинзи, которые живут прямо здесь. Мы приехали вечером, и даже не стали пытаться прогуляться ближе к дому: сфотографировали издали, чтобы не потревожить обитателей.
Время несколько поджимало нас, и рассчитывая увидеть Хогвартс-экспресс в 10.46 через день, мы должны были проехать еще сотню километров к западному побережью.
Дорога через фьорд одна из самых живописных среди тех, по которым мы проезжали в Шотландии. Петлявая, узкая, кругом высоченные горы, горные пастбища, туман и нависающие облака, сквозь которые проглядывали лучи предзакатного солнца. Волшебство!
В одном из городков вдоль дороги мы увидели поляну, пригодную для кемпинга: здесь уже стояли несколько караванеров и одна легковая машинка с палаткой.
Мы полюбовались закатом, поужинали, поставили палатку, воткнув все колышки и натянув все веревки , так как на нас шла буря.
Пошли мыться мы уже под сильный дождик, а в палатку забрались в тот момент, когда ветер стал уже немного пугающим. Палатка дрожала и стонала всю ночь – крепы то натягивались, то раздувались, ткань палатки будила нас посередине ночи, бабахнувшись нам на лица. По-моему спокойно спал только Климентий. Дашка вздрагивала, я отползала от края палатки, который лежал на мне, Владимир тоже время от времени просыпался.
На утро мы были помятые – дождик не переставал лить всю ночь, и пока Дашка с Климом готовили завтрак, мы с Владимиром зажались в спальниках и не хотели никуда выходить, пока не кончится этот серый мокрый кошмар. Однако, через 20 минут стало понятно, что мы тут вполне можем провести весь день, т.к. небо равномерно заполнилось серыми непроглядными тучами. Вот она, Англия!
Адово покусанные мошками, мы почистили зубы (первый раз без утреннего душа), я съела холодную кашу (буээ), оставшуюся от Клима, и покидав мокрые вещи, мы поехали восвояси в поисках лучшей погоды.
День одиннадцатый. Applecross — невероятно красивая дорога вдоль побережья, остров Скай, замок Eilean Donan, ночевека под Форт Уильям
Итак, утро выдалось не особо бодрым: мы были так рады, что сели в теплую машину, в которой — о боги! — не лил дождь. Постепенно нам удалось выехать из облачности, и перед нами открылся совершенно потрясающий вид на горы и побережье.
Честно, я не люблю подбирать слова к таким красотам: их все равно не хватает, и даже фотографии слабо передают то эмоциональное состояние, когда стоит комок в горле и ты ощущаешь, что эта планета прекрасна, что мир прекрасен, и что нет лучшего момента, чем просто находиться там, где ты находишься.
Дорога явно может стать приключением для неопытных водителей (да и для гуру тоже): резкие подъемы, слепые повороты и туманная облачность на односторонненей дороге могут преподнести свои сюрпризы.
А Климентий будто оказался в своей стихии: резкие повороты, тормоз, разгон, снова тормоз. В какие-то моменты очень хотелось спортивное сидение или хотя бы верхние боковые ручки у задних пассажиров.
Под конец “шоссе” у всех пассажиров тряслись коленки от напряжения, и только Климентий-водитель был в полном и абсолютном восторге от происходящего.
Стиль вождения Клима каждый день совместных поездок (и моей повседневной жизни тоже) является очень острой темой: большинство людей не верит, что в нашей машине обязательно надо пристегиваться сзади. А вот опытные друзья как только садятся в машину, сразу щелкают ремнями безопасности.
Но речь совсем не об этом, поэтому я вернусь к нашему путешествию. Эпплкросс — очень, очень маленький городок,
в котором находится единственная на ближайшие 100 км заправка, единственный магазин и пара кафешек, в одной из которых мы угостились горячим супом и вкуснейшими гребешками, которые собирают на берегах Шотландии. Ни в какое сравнение с фиш-энд-чипс!
Путь мы продолжили на остров Скай — место, где с самого начала мы собирались постоять дикарем, так как в каждом из немногих блогов про путешествия с палатками в Шотландии, упоминалось, что тут одни из самых потрясающих видов.
Увы, погода немного испортила нам виды, хотя это как посмотреть… Как в там в детском мультике про Принцессу: “Виды были прекрасные, погода была ужасная!”.
Словом, нашей экипировки было недостаточно, чтобы гулять в такую погоду. Нужны штормовые брюки и куртки, водонепроницаемая обувь и отель рядом, куда можно прийти после такой прогулки и рухнуть в теплую кровать. Мы довольствовались меньшим, пропустив поход на 10 км вглубь острова, так как шансов дойти и не заболеть не было в принципе. Скай — прекрасный остров, но на него явно стоит выделить больше половины дня (как получилось у нас) и постараться подгадать с погодой, так как под солнышком гулять значительно приятнее.
Климентий пытается пообнимать овец
Дорога местами очень напоминала Тропу Троллей в Норвегии
Сашка
А вот и привет Атлантической дороге
Остановившись напротив замка Eilean Donan, мы сделали пару фотографий и прыгнули дальше в машину, пока наконец мы не добрались до нашей ночевки около Форт-Уильям.
Добродушный шотландец очень долго удивлялся, что мы из России, и перечислял страны, откуда у него обычно приезжают постояльцы. У него оказалась не самая приятная цена — 32 фунта, но торговаться желания не было, да и было слишком поздно куда-то перемещаться.
Зато у него была стиральная машинка за 2 фунта, а также закрытая кухня, внутри которой мы спасались от мошек midges. Эти назойливые существа оставили на нас такое количество укусов, которое стесняются оставлять даже знаменитые селигерские комары. Да и чесались жутко.
Несмотря на это природа Шотландии привела нас в полный восторг, и мы бы с радостью повторили бы это путешествие.
Читайте другие статьи из нашего путешествия по Великобритании летом 2015 года (подробная информация о том, что посмотреть в Англии и Шотландии):
Что посмотреть в Англии. Часть 1: Кембридж, Элай и Петерборо
Что посмотреть в Англии. Часть 2: Шеффилд и Йорк
Что посмотреть в Англии. Часть 3: Достопримечательности севера
Что посмотреть в Англии. Часть 4: Достопримечательности Лондона
Что посмотреть в Англии. Часть 5: Виадук Гленфиннан, Саутпорт и Сноудония
Что посмотреть в Шотландии. Часть 1: Достопримечательности Эдинбурга
Что посмотреть в Шотландии. Часть 2: Природа Шотландии